John Coltrane: “Blue Train”
15 сентября 1957 года на студии Руди Ван Гелдера в Hackensack в Нью-Джерси был записан “Blue Train” – второй лидерский альбом Джона Колтрейна. Несмотря на то что не существовало никакого официального контракта, устная договорённость о совместной работе Колтрейна и Альфреда Лайона, основателя “Blue Note Records”, превратилась в одно из высших достижений этого уважаемого лейбла – и единственную “коллекцию сторон”, записанных для него великим музыкантом в качестве лидера. “Blue Train” был издан в том же 1957 году (номер в каталоге “Blue Note” – BLP 1577) и заслужил повсеместное признание и профессионалов, и широкой аудитории, поднявшись до статуса «золотого» по классификации RIAA.
Запись была сделана в разгар того периода, когда Колтрейн играл в квартете Телониуса Монка, выступавшем в качестве «штатной группы» нью-йоркского джазового клуба “Five Spot Café”. Колтрейн написал все композиции для альбома, кроме одного стандарта. И если следующий по важности его альбом, “Giant Steps”, откроет новые мелодические и гармонические горизонты в джазе, то “Blue Train” ещё пока явился наследником самых ярких завоеваний хард-бопа. Однако две из его композиций – "Moment's Notice" и "Lazy Bird" – стали первым записанным опытом Колтрейна в создании аккордовых последовательностей, которые он будет развивать в своём шедевре “Giant Steps”.
В сессии для “Blue Train” приняли участие бывшие сотоварищи Колтрейна по работе в ансамбле Майлса Дэвиса, контрабасист Пол Чемберс и барабанщик Филли Джо Джонс, а также пианист Кенни Дрю. Эта замечательная ритм-троица уже имела возможность сыграться, годом раньше записав прекрасный альбом “Kenny Drew Trio” для “Riverside”. Остальные участники секстета – солисты трубач Ли Морган, которому на тот момент было 19 лет, и тромбонист Кёртис Фуллер – оба одни из самых тогда многообещающих молодых талантов, которые потом в разное время играли в “Jazz Messengers” Арта Блэйки.
Как пишет Линдси Плэнэр (Lindsay Planer) в обзоре для портала “allmusic”, состав музыкантов впечатляет так же, как и материал, с которым они работают. Сочетание трёх духовых – тенор-саксофона Колтрейна, трубы Моргана и тромбона Фуллера – создаёт особую плотность, «густоту» общего звучания, ставшую уникальной отличительной чертой и этой группы, и этого альбома. Критик особенно выделяет разнообразие тембров и интонаций, продемонстрированное Фуллером – в его превосходных боповых соло и в титульном треке, и в лихорадочно-стремительной "Moments Notice". Не менее интересны слегка сдержанные риффы Чемберса в “Blue Train” и вступления Ли Моргана и Кенни Дрю, подкидывающих в топку свои яркие идеи, добавляющие драйва и энергии в общее движение музыкального локомотива в "Locomotion". Его вовремя подталкивают вперёд и мощные короткие брейки Филли Джо Джонса – вообще, работа этого легендарного барабанщика на всём альбоме признана одной из самых лучших в его карьере. Созданная же музыкантами интерпретация единственного стандарта альбома, баллады Джерома Кёрна и Джонни Мерсера "I'm Old Fashioned", многими считается непревзойдённой и недосягаемой – по красоте своего неподдельного лиризма и тонкости эмоциональных акцентов. Богатый тембр тромбона Фуллера и, как кажется, слегка рассеянные, но с большим вкусом выписанные соло Кенни Дрю словно танцуют здесь под очень медленные, размеренные ритмы Филли Джонса, как будто нехотя доводя пьесу до финала.
И, конечно же, альбом “Blue Train” стал бесспорным свидетельством природных лидерских качеств Колтрейна. Он не только задаёт и поддерживает активный «диалог музыкальных тем» в группе, но и одновременно показывает себя на всё способным интерпретатором, прекрасно импровизируя и в хард-бопе, и в изысканном балладном жанре, успевая ещё и обыграть множество форм, которые можно найти между ними. Титульный трек стал квинэссенцией поразительной музыкальности Колтрейна и «многоликости» его стиля. Композиция представляет собой очень длинный и ритмически сложный, “пёстрый”, блюз с лирической минорной темой, которая постепенно переходит в мажор во время первого соло Колтрейна. Фактически, лишь кратко заявив тему, он тут же погружается в глубины импровизации. Его уникальные в своём роде «потоки звуков» насыщены переливами тёплых, эмоционально богатых интонаций. Линия за линией, он выстраивает интересно стилизованные и при этом очень мелодичные фразы – часто повторяя тему в необычных или «угловатых» пассажах. А когда Колтрейн ввинчивается куда-то совсем высоко в заоблачные дали, отрываясь от сдерживаемого накала группы, Ли Морган в каком-то телепатическом обмене подхватывает бразды правления и ведёт мелодию дальше, балансируя на грани почти агрессивных перебивок и свингующих мелодичных риффов. Фуллер, в свою очередь, переходит от более выразительных, законченных фраз к каким-то головокружительно-неожиданными отступлениям, а Кенни Дрю, возвращаясь к блюзовому мотиву “Blue Train”, воссоздаёт почти «дельтовские»* интонации и фразировки, при этом сохраняя общий стиль и настроение в рамках своего живейшего бопа. А пассажи пианиста в «дабл-тайме»** уже напоминают по своему напору колтрейновские «потоки» из первой части композиции.
По мнению Линдси Плэнэр, Дрю, Филли Джонс и Чемберс показали себя в записи этого альбома как одну из самых “чутких и надёжных” ритм-секций в истории, идеально тонко и без видимых усилий поддерживая солистов, своими прозрачно-изысканными «вплесками» и диалогом с ними подчеркивая уникальный стиль каждого из музыкантов в этом неоспоримом боп-шедевре. О невероятном уровне взаимодействия говорят и мгновенные, почти сверхъестественные порывы вдохновения, которые словно «ведут» музыкантов в «дабл-таймах».
В интервью 1960 года сам Колтрейн назвал этот альбом своей самой любимой работой из всего созданного им на тот момент. И хотя “Giant Steps” ещё впереди, “Blue Train” без оговорок и преувеличений можно считать одним из самых важных достижений не только в карьере Джона Колтрейна, но и в искусстве джаза вообще.
Рейтинг “allmusic” – легко догадаться какой.
Список композиций:
1. "Blue Train" (John Coltrane) – 10:43
2. "Moment's Notice" (John Coltrane) – 9:10
3. "Locomotion" (John Coltrane) – 7:14
4. "I'm Old Fashioned" (Johnny Mercer, Jerome Kern) – 7:58
5. "Lazy Bird" (John Coltrane) – 7:00
Бонус-треки на CD 1997 года – “The Ultimate Blue Train”:
6. "Blue Train" /альтернативная версия (John Coltrane) – 9:58
7. "Lazy Bird" /альтернативная версия (John Coltrane) – 7:12
Музыканты
John Coltrane – тенор-саксофон
Lee Morgan – труба
Curtis Fuller – тромбон
Kenny Drew – фортепиано
Paul Chambers – контрабас
Philly Joe Jones – барабаны
Ольга Дюдина
* «Дельта-блюз» – один из самых ранних стилей блюза, зародившийся недалеко от дельты Миссисипи.
** От англ. double-time – переход в другой метрический уровень, обычно двойное увеличение темпа.
#JohnColtrane #BlueTrain #JazzCalendar #JazzAlbums #OlgaDyudina #15SeptemberJazz